Лучшие зарубежные альбомы 2019 года

26 декабря 2019 в 19:37
Заканчиваем подводить итоги 2019-го двумя главными списками. Первый — лучшие альбомы, выпущенные артистами за пределами бывшего СССР.

Этот топ мы составляли так: сперва — список артистов, потом — голосование. В выборе альбомов года участвовали:

Николай Редькин (The Flow), Леша Горбаш (The Flow, 34mag.net), Дмитрий Куркин («ИМИ. Журнал»), Владимир Завьялов (The Flow), Кристина Сарханянц (журналистка, создательница телеграм-канала «Чушь в массы»), Валерия Рясина (журналистка, со-продюсер фестиваля Fields), Егор Беляков (журналист, ранее — «Афиша Daily»), Анна Шипилова («Афиша Видео»), Игорь Банников («Афиша Видео» и автор канала «Банька-Парилка»»), Сергей Степанов (журналист, Nepopsa.ru), Артем Абрамов (издательство «Шум» и канал Ain’t Your Pleasure), Николай Овчинников («Афиша Daily»), Илья Зинин («ИМИ. Журнал»), Максим Динкевич (Sadwave, «ИМИ. Журнал»), Антон Вагин (журналист, автор телеграм-канала «Всякая годная попса»), Виктория Давыдова («Афиша Daily»), Яна Циноева («Афиша Daily»), Павел Белов («ВКонтакте»), Антон Маскелиаде («Школа Маскелиаде»), Николай Кубрак (журналист, канал «Бадибэг»).

20. Flying Lotus «Flamagra»

Долгий экскурс по афроамериканской музыке последних 30 лет. Есть фиты с Дензелом Карри, Соланж и Дэвидом Линчем. Вышедший с ним в один день альбом «Apollo XXI» Стива Лэйси мелодичнее, но Flying Lotus техничнее и бодрее.

19. Black Midi «Schlagenheim»

Одни из главных новичков сезона, славные своими безумными выступлениями на грани мат-кора и арт-панка. Вообще, в альбомном формате их вокально-инструментальные пируэты весьма утомительны, но как минимум занимательны.

18. The Chemical Brothers «No Geography»

Том Роулендс и Эд Саймонс возвращаются в прошлое, когда они почти не пользовались услугами именитых вокалистов и строили весь звук вокруг пары эффектных семплов. К этому прибавляется хаус конца восьмидесятых, на котором дуэт вырос. Вообще, иссушенный и порой одномерный звук The Chemical Brothers давно должен был надоесть, но, наверное, все дело в том самом умении найти нужную фразу и крутить всю историю вокруг нее.

17. Ariana Grande «Thank U, Next»

Все тот же тонкокожий и аккуратный R’n’B, что и на предварявших альбом синглах. Упругий бит и хлесткие мелодии — все как надо. Плюс много рефлексии над отношениями и тем, чем они заканчиваются. По итогам 2019-го Ариана Гранде остается главной поп-певицей момента.

16. Kanye West «Jesus Is King»

Долгожданный альбом Канье Уэста, в котором нет обсценной лексики, но 33 раза произносится слово «Иисус», — это пластинка о перерождении и нахождении Бога не в себе, но рядом с собой. Главный рэп-артист века сдал позиции новичкам, примирился с собственными демонами и собственным эго и призвал молиться, поститься и слушать его воскресные службы. Наверное, альбомы Канье больше не будут в листе самых ожидаемых пластинок, возможно, это и вовсе завершение карьеры рэпера. Но если это и концовка сериала, то у нее очень красивые титры, а песня «Water» — и вовсе водопады слез.

15. Foals «Everything's Not Saved Will Be Lost pt.2»

Вторая часть дилогии о разрушении мира от главной британской рок-группы. Если первая часть — про напряжение и ритм, то вторая — о разрушении и пустоте. Тут песни орут, кричат от беспомощности и распадаются кирпичами по земляному полу. Завершающий эпик «Neptune» — самая грандиозная вещь из тех, что Foals когда‑либо писали.

14. Thom Yorke «Anima»

Первый за 12 лет сольник Тома Йорка, который не вызывает ощущения неловкости за его автора (неловкости в духе «что‑то все скверно, но человек заслуженный, обижать жалко»). Снабженный мрачной и ритмичной короткометражкой Пола Томаса Андерсона альбом «Anima» — это портрет Йорка в его лучшем состоянии: мятущаяся и стонущая душа посреди нездорового синтетического поля.

13. Cigarettes After Sex «Cry»

Очень заторможенная версия дрим-попа, которую играют Cigarettes After Sex, оказалась очень востребована в России — то ли в силу климатических причин, то ли из‑за вкрадчивого голоса Грега Гонсалеса. В альбоме «Cry» он доводит методы CAS до терминальной стадии: это сладкий, нежный, вечный сон, в котором находится место и маленьким страстям.

12. Slowthai «Nothing Great About Britain»

Лихой и буйный дебют грайм-исполнителя из Нортгемптона в компании Mura Masa, Скепты и Slaves. Альбом-реакция, альбом-ответка: Брекзиту и в целом потере Британией своего места на мировом пьедестале, собственной неустроенности. Очень злая пластинка, при том очень мастерски слепленная — если бы все агитки были такими.

11. Solange «When I Get Home»

Праздник R’n’B в его исконном значении. Тут и ритм, и блюз, и городская тоска, и любовные драмы. Замедленный бит, клавишные переливы, пышные оркестровки — 19 песен чистой красоты. Один из ярких моментов года — когда Соланж вырубили звук на фестивале Flow и она продолжила петь как ни в чем не бывало. Удивительной стати женщина.

10. Хильдур Гуднадоуттир «Chernobyl»

Хильдур Гуднадоуттир — главный кинокомпозитор года, она сочинила музыку к «Джокеру» и сериалу «Чернобыль». Хотя, что значит музыку? Саундтрек к «Чернобылю» — это больше чем музыка, это отдельная история в звуке: шумы, шорохи, всхлипы, вскрики — не зря Гуднадоуттир работала с Sunn O))) и The Knife, которые использовали музыкальные инструменты для создания не мелодий, но звукового пространства, очень неудобного и неуютного при том. Это радиоспектакль, подкаст без слов, страшная сказка, которую тебе никто не расскажет, потому что все умерли.

9. Chromatics «Closer to Grey»

Вместо то ли уничтоженного, то ли просто отправленного в запас «Dear Tommy» — праздник печали под нехитрое сочетание акустики и синтезаторов с большим количеством воздуха — будто кто‑то открыл окно в зимний день. Подобная эстетика уже должна была поднадоесть, но Джонни Джуэл как‑то лихо использует традиционные методы синти-попа, чтобы творить настоящее волшебство.

8. JPEGMAFIA «All My Heroes Are Cornballs»

Сбрендивший хип-хоп, безумие и ненависть, крики и всхлипы. Баррингтон ДеВон не зря называет свой альбом панк-мюзиклом: он, с одной стороны, устраивает тут карнавал и танцы, с другой — по-панковски дико обходится с традиционным хип-хоп-саундом. «All My Heroes Are Cornballs» — пластинка эпохи безвременья: когда старые методы хип-хопа уже всем надоели, а новые не придуманы.

7. Foals «Everything's Not Saved Will Be Lost pt.1»

Лучшая запись Foals. С одной стороны, они тут обращаются к тонкому и выверенному будто по линейке звуку дебютного альбома, с другой — щедро облагораживают этот саунд яркими мелодиями и лирикой о медленном распаде текущей парадигмы и мира вовсе. «Everything's Not Saved Will Be Lost pt.1» подводит черту под инди-роком 2010-х: интимность, бег от пафоса, темный грув — все признаки десятилетия. А на выходе — стадионный рок с большими амбициями и приятным пафосом.

6. Майкл Киванука «Kiwanuka»

Если раньше Киванука разыгрывал черный соул по-белому, впустив в черную страсть белую акустику и тоску, то теперь он возвращается в прошлое. Он реконструирует древний соул и при том весьма эффектно: благо, умеет писать цепкие хиты.

5. FKA Twigs «Magdalene»

Талия Дебретт Барнетт прощается с R’n’B. Она теперь и вправду как Бьорк: использует поп-методы для того, чтобы изобразить с их помощью мечущуюся внутри невидимой клетки душу. Белый шум, лезвие голосов, всплески клавиш. Как мы уже говорили, если FKA Twigs — Бьорк для миллениалов, то это ее «Vespertine».

4. Лана Дель Рей «Norman Fucking Rockwell!»

По музыке та же Лана Дель Рей с косметическими изменениями (чуть больше гитар, чуть отчаяннее голос, чуть четче мелодии, чуть яснее горизонт). Как всегда много-много растворяющихся в воздухе песен о любви и Америке и любви к Америке. Главное — смена лирического героя: Лана Дель Рей в песнях обретает немыслимую ранее силу и отвечает тем, кого раньше безответно ждала у окна.

3. Джеймс Блейк «Assume Form»

Избавившись от внутренних демонов, поборов депрессию, Джеймс Блейк записал самый трогательный и светлый альбом в дискографии. Вместо глухого басовитого морока и неисчезающего напряжения — расслабленный R’n’B в компании лучших людей хип-хопа: Трэвиса Скотта, Андре 3000 и других. Настоящее успокоение после шторма в душе, колыбельная для взрослых.

2. Tyler, The Creator «Igor»

Легкомысленная и в целом необязательная работа от одного из главных хип-хоп-артистов современности. Но Тайлер не был бы Тайлером, если бы и на таком курорте не понавешал украшений. Здесь и древний фанк, и ухающий хип-хоп-бит, и томительный свэг, и бас, и барабаны, и жирный грув. Главная рэп-запись года. А других претендентов и нет.

1. Билли Айлиш «When We All Fall Asleep, Where Do We Go?»

Редкий случай тотального согласия слушателей и критиков. Билли Айлиш и лидирует в стриминговых чартах, и занимает первые строчки журналистских списков. Песня «Bad Guy» — в списке мемов года. На концерты билеты раскупают за несколько месяцев даже в России — толпа поет песни громче самой певицы. Стиль, выражение лица, агрессивная поза, нарочитая монохромность в звуке — все это оказывается страшно привлекательным. Страшные сказочки, рассказанные певучим полушепотом под замогильный бит, оказались самым востребованным поп-продуктом 2019 года. Билли Айлиш — главная поп-героиня момента, нравится вам это или нет.